«Политические коммуникации».

                                           Программа учебного курса

                                             Автор - профессор А.И.Соловьев

 

                           Тема 1. Политическая инфосфера.

 

            Информационно-коммуникативные процессы в политическом пространстве. Основные теоретические подходы к анализу информационно-коммуникативных процессов (К.Ясперс, Ю.Хабермас, Н.Луман, К.Мунье, А.Шютц, Э.Гоффман, Ф. Де Сесюр). Природа и виды информационно-коммуникативных политических процессов. Информация как политический ресурс. Информационные потоки и технологии.

 Сущность и структура политической инфосферы. Основные теоретические концепции политической инфосферы (А.Суханов). Политическая инфосфера и политический дискурс. Рационализация и символизация политической и управленческой информации. Политические языки. Вербальные и невербальные структуры в политическом информировании. Политические следствия некоммуникабельности властных трансакций. Теневой оборот информации во власти. Особенности информационно-коммуникативных процессов и технологий в условиях политических кризисов.

Семантический, технический и инфлуентальный уровни информационно-коммуникативных процессов (Д.Томпсон). Структура информационных уровней. Специфика технических и социальных каналов и  шумов. Социально и техницистски ориентированные трактовки современных преобразований  информационно-коммуникативных процессов. Гиперрациональные теории (Д.Мичн, Р.Джонсон, К Хефнер), теория “технического государства” Х.Шельски.

Роль техники в современной политической коммуникации. Эволюция технических и кадровых структур политической коммуникации. Типология современных технических и технологических средств обеспечения информационного взаимодействия в политической сфере.

 

                                             Литература.

1.    Грачев А.В. Политика. Политическая система. Политическая коммуникация. М., 1999.

2.   Григорьев М.С. Политические коммуникации в «век информатизации» // Политическое управление, М., 1998.

3.   Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация, М., 1996.

4.   Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент, СПб., 1997.

5.   Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика, М., 1995.

6.   Конецкая В.П. Социология коммуникации, М., 1997.

7. Коренной А.А. Коммуникация и информация, К., 1996.

8. Туронок С.Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность, 2001, № 2.

9. Уилхем Д. Коммуникация и власть, СПб., 1993.

10. Communication theory today / Ed. by D.Crowley, D.Mitchell. Cambridg. 1995.

11. Habermas J. The theory of communicative action. Vol.1. Reason and the ratinalisation of society. Cambridge. 1995.

12. Stevenson N. Understanding media cultures. London. 1997.

13. Trenholm S,.Jensen A Interpersonal Communication. 1997.

              

               Тема 2. Инфосфера на рубеже тысячелетий.

 

Историческая эволюция инфосферы. Социальные, политические и управленческие последствия 5 информационных революций. Роль рынка в развитии коммуникаций. Традиционные средства электронной коммуникации. Новейшие электронные структуры и сети в информационно-коммуникативных системах.  Компьютерные структуры и сети в системе управления государством. Интернет - интранет - экстранет в пространстве политики. Политические последствия развития современных информационных технологий в переходных обществах. Понятие «информационного рынка». Развитие инфосферы в условиях становления информационного общества. Базовые трансформации инфотрафика в современном государстве.

Информационные параметры сферы политики в условиях постмодерна. Медиаполитика. Деидеологизация политического дискурса. Традиционные, модернистские  и постмодернистские трактовки становления новых политических порядков. Новая социологическая школа Франции (М.Нора, А.Микс, М.Постер). «Плюсы» и «минусы» постмодернистской трактовки  трансформаций в инфосфере.

Виртуализация пространства политики и политическая гиперреальность (Ж.Бодрияр, М.Фуко, А.Бурдье). Формы сетевой организации информационного пространства (М.Кастельс). Культурные аспекты современных трансформаций информационной сферы. Социальное проектирование и политическая инженерия в современном информационном пространстве.

 

                                             Литература.

1.   Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации, М., 1994.

2.   Кастельс М. Информационная эпоха, М., 1999.

3.   Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития, М., 1999.

4.   Назаров М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 1.

5.   Соловьев А.И. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность, 2001, № 5.

6.   Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта, М., 1999.

7.   Bimber B. The Internet and Political Transformation: Populism, Community and Accelerated Pluralism. N.Y.1998.

8.   G.Browing Electronic Democracy: Using the Internet to Influence Politics. 1996.

9.   Corrado A. and Firestone С., eds. Electronic in Cyberspace: Towards a new era in American Politics. 1996.

10. Featherstone M. Concumer Culture and  Post-Modernism. L.1991.

11. Hale R., Whitlam P. Towards the Virtual Organization. L.-N.Y. 1997.

12. Jamson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. L. 1992.

13. Gay M.K. The New Information Revolution. Oxford. 1996.

14. Grossman L.K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in America. N.Y. 1995.

15. Grossman L.K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. N.Y. 1995.

16. Negroponte N. Being Digital. N.Y. 1996.

17. Toffler A., Toffler H. The Third Wave. N.Y. 1980.

 

Тема  3. Информационно-коммуникативные политические системы.

 

Сущность и типология информационно-коммуникативных политических систем (ИКС). Ролевая и функциональная специфика коммуникатора, коммуниканта и реципиента в ИКС. Коммуникация и коммуницирование в политической сфере. Понятие коммуникативных сообществ. Основные разновидности информационно-коммуникативных взаимодействий в ИКС. Текст как коммуникативная единица информационных обменов. Морфология и типологизация политических текстов. Текст, письмо и послание в политике. Технологии формирования политически эффективных текстов.

Информационно-коммуникативные системы в сфере государственного управления. Информационные элиты (дейтократия) и контрэлиты в  государственном управлении. Сетевые и матричные информационные структуры в сфере государственного правления Информационные шумы и барьеры в государственном правлении. Резонансная коммуникация. Межуровневые коммуникации в управлении государством

Международная и государственные информационно-коммуникативные политические системы. Информационно-коммуникативные системы переходных обществ. Основные тенденции развития информационно-коммуникативных систем в современном мире.

 

                                 Литература.

1.   Василенко В.И., Василенко В.А. Интернет в системе государственной службы, М. 1998.

2.   Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В.С.Комаровского, М., 2001.

3.   Информационные технологии в структурах государственной службы / Под ред. А.В.Петрова, М., 1999.

4.   Красин Ю. Демократия и публичная сфера: российская ситуация // Власть, 2000, № 8.

5.   Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление, М., 1994.

5. СМИ в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социально-экономической структур / Под ред. Дж.МакКормак, Европейский Институт СМИ, Берлин, 1999.

6. Смирнов В., Чумиков А. Информационный менеджмент в искусстве политического управления // Власть, 1995, № 4.

7. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия, М., 1995.

8. Brown J.A.C. Techniques of Persuasion. From Propaganda to Brainwashing. Harmondworth. 1971.

9. Sparks C. (with A.Reading) Communism, Capitalism and the Mass Media, London,. 1998.

 

Тема 4. Массовая информационно-коммуникативная политическая система.

 

Сущность и отличительные черты массовой информационно-коммуниативной системы (МИКС). Структурно-функционалистские подходы к анализу массовой коммуникации (Г.Лассуэл, Ж..Блэк, Ч.Райт, Д.Маккуэй), леворадикальные (GUMG), теории «качественной социологии» (Г.Тачман), конструктивистские (Р.Эриксон) и культурологические подходы(Д.Кэйри). «Интерпретационный поворот» в массовой коммуникации (М.Маклюэн, Д.Гуди, Э.Гидденс, Д.Томпсон, Д.Фиск). Современные медиа-ориентированные и человеко-ориентированные концепции.

Циклы и стадии массовой коммуникации (Г.Лассуэл, Р.Якобсон, Ж.Фаже, Ю.Воронцов, ИСКП).  Структура и функции МИКС. Прямое и резонансное информирование. Сенсорные и несенсорные переменные коммуникации. Отсроченная обратная связь в МИКС. Дискурсивная и фигуральная, синхронная и диахронная медиакоммуникация. Агрессивная коммуникативная среда. Критерии эффективности МИКС. Специфика государства как агента МИКС. Разновидности корпоративных агентов МИКС.

Общественное мнение в системе массовой коммуникации. Структура и функции общественного мнения в МИКС. Уровни организации оценки общественностью политических событий. Мета-массы в структуре МИКС. Эффект «второй волны» в восприятии массовой информации (П.Лазарсфельд, Б.Берельсон, Х.Годе).

                                                Литература.

 

1.   Андрунас А.Л. Информационная элита: корпорации и рынок новостей, М., 1997.

2. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния, М., 1999.

3. Зильберт Б.А. Тексты массовой коммуникации, Саратов, 1991.

4. Кадандаров К.Х. Управление общественным сознанием: роль коммуникативных процессов, М., 1998.

5. Кузьмин О.В. Социология общественного мнения, Новосибирск, 1996.

6. Массовая информация и коммуникация в современном мире, часть 2, М., 1991.

7. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг, М., 1999.

8. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире, М., 1999.

9. Социология средств массовой коммуникации / Ред. Ю.А.Буданцев, М., 1991.

10. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления, М., 1996.

11. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра, М., 1997.

12. Feather J. The Information Society. A Study of Continuity and Change, 2nd ed. L. 1998.

 

Тема 5. СМИ в массовой информационно-коммуникативной системе.

 

Сущность и отличительные черты СМИ (У.Липпман, П.Лазарсфельд, Кэмпбелл, Дж.Кланер, Б.Коэн, Дж.Зеллер, С.Лепарт). Теория речевых актов (Л.Витгенштейн). Пределы влияния СМИ на массовую аудиторию. Теория «общественного доступа». Место и роль СМИ в политических системах современных обществах. Демократия и медиакратия.

Функции СМИ (информирования, презентации интересов, наркотизации и т.д.). Парасоциальные функции СМИ. Стиль деятельности (вещания)  современных СМИ. Основные модели взаимодействия СМИ с государством. Проблемы экономической и политической свободы СМИ в переходных обществах. Политическая цензура  и гражданский контроль за деятельностью СМИ. Монополизация и демонополизация рынка СМИ. Виды эффективности СМИ (социально-политические, корпоративные, внутриорганизационные). Роль политической журналистики в информационном пространстве.

Структура СМИ. Отличительные особенности деятельности телеканалов общих интересов, общественного рыночного сектора, сектора частных предприятий, гражданского сектора, профессионального сектора (Дж.Курран).

Символизация и десимволизация информации СМИ в массовом сознании. Уровни восприятия массовой информации (А.Хараш). Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации СМИ. Особенность личностно-индивидуальных особенностей восприятия. Роль параметров текста. Влияние ситуативных факторов.

            Политическая деятельность медиа-холдингов в России. Специфика деятельности основных СМИ. Телевидение на политическом рынке: формы вещания, критерии эффективности, основные информационные технологии. Новостные стратегии. Особенности радиовещания в современных обществах.. «Большая» и региональная пресса. Интернет в политике. Проблемы законодательного регулирования СМИ.

                                                 Литература.

1.   Богомолова Н.И. Современная психология радио, печати, ТВ, М., 1991.

2.   Джон К. СМИ и демократия, М., 1994.

3.   Засурский И. Масс-медиа второй республики, М., 1999.

4.   Копперуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости, М., 1998.

5.   Олешко В.Ф Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массовой коммуникации, Екатеринбург, 1996.

6.   Самошонков Н.В. Журналистика и политический процесс, Кемерово, 1998.

7.   Сидоров В.А. Политическая культура СМИ, М., 1994.

8.   Сиберт Ф.С. Четыре теории прессы, М., 1998.

9.   Система СМИ России, М., 1996.

10. Ланге Я. СМИ в странах СНГ, М., 1997.

11. Уиллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техники, М.. 1998.

12. СМИ в меняющемся мире / Ред. И.Д.Лаптев, М., 1999.

13. Agents of Power. The media and public policy. Ed. by J.Actchull. N.Y. 1995.

14. Mass media and society. Edited by G.Curran and M.Gurevitch. N.Y. 1991.

 

 

Тема 6. Пропаганда как способ организации дискурсов в политическом пространстве.

 

 Немаркетинговые и маркетинговые способы организации политического дискурса. Информационные цели и стратегии политических акторов.

Сущность, структура и функции политической пропаганды. Теория пропаганды Х.Э.Креса, Н.Лайтесса. История эволюции политической  пропаганды. Типология пропаганды. Отличительные черты пропаганды и контрпропаганды. Понятие индоктринации. Особенности применения манипулятивных технологий обработки общественного мнения. в структуре пропаганды. Приемы распространения и борьбы с дезинформацией. Информационное обеспечение политических провокаций. Триггер-эффект. Современные особенности пропагандистских практик на информационном рынке. Технологии современной пропаганды.

Место и роль агитации в политическом пространстве. Отличительные черты агитационного взаимодействия в информационном поле. Технологии оперирования эмоциональными символами в структуре агитации. Техники и методики нейролингвистического программирования.

 

                                                          Литература.

1.   Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык  и моделирование специальных взаимодействий, М., 1988.

2.   Власов А.И. Политические манипуляции: история и практика СМИ США, М., 1982.

3.   Войтасик Р. Психология политической пропаганды, М., 1981.

4.   Гарифулин Р. Энциклопедия блефа, Казань, 1995.

5.   Голомшток И. Тоталитарное искусство, М., 1994.

6.   Гриднева Н. Безоглядная агитация // Власть, 1999, № 3.

7.   Дубицкая В.П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных СМИ, М., 1998.

8.   Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации, М., 1971.

9.   Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием, М., 2000.

10. Кейзеров Н.М. Внешнеполитическая пропаганда и контрпропаганда. Вопросы теории и практики, Владивосток, 1978.

11. Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт), М., 1999.

12. Скуленко М.И. История политической пропаганды, К., 1990.

13. СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях, // Редактор-составитель И.В.Зорин, М., 2000.

14. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра, М., 2000.

15. Эллюль Ж. Пропаганда, М., 1962.

16. Approaches to media discourse/ Ed. by A.Bell and P.Garret. Blanchwell Publishers LTD. 1998.

17. De-Westernizing Media Studies / J.Curran, Myuing-Jin Parc. L., N.Y. 2000.

                     

                      Тема 7. Политический ПР.

 

Сущность и функции политического ПР. “Связи с общественностью” как искусство коммуникации и управления политическим поведением в сфере государства. Политический и корпоративный ПР. Принципы и задачи политического ПР. ПР и политический маркетинг. ПР и формирование политического климата в обществе. Конструирование общественного мнения ПР-продуктами. Специфика использования в ПР-технологиях манипулятивных методик.

Паблик рилейшнз в стабильных условиях и политических кризисах. Морально-этическое измерение процесса формирования политической ПР-продукции. «Черный» и «серый» ПР. Этика пиармена в системе государственной службы. Эволюция технологий паблик рилейшнз в современных российских условиях.

ПР- службы в государственных структурах. Специфика деятельности пресс-служб, аналитических структур, службы пресс-секретаря и других структур в системе государственной службы. Особенности деятельности  данных структур в регионах.

                                      Литература.

1.   Безгодова О.В. Функции ПР в политическом управлении // Политическое управление, М., 1997.

2.   Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации, М., 2000.

3.   Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура, М., 1999.

4.   Мирошниченко А.А. ПР в общественно-политической сфере, М., 1998.

5.   Пашенцев Е.Н. ПР: от бизнеса до политики, М., 2000.

6.   Связи с общественностью - ПР - государственной власти и управления, Алматы, 1997.

7.   Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред В.С.Комаровского, М., 2001.

8.   Чумиков А.Н. Креативные технологии паблик рилейшнз, М., 1998.

9.   Creativity in Public Relation. N.Y. 1998.

10. Newson A, Doug Public Relation Writing: Form and Style. California, 1998.

11. The PR industry - www.martex.co.uk./prca/b2s2/htm.

 

                   Тема 8. Политическая реклама.

 

Сущность и отличительные черты политической рекламы. Экономический, стадиальный и коммуникативный подходы к анализу политической рекламы. Функции политической рекламы. Развернутая и свернутая структура и морфология рекламного текста. Креативный характер политической рекламы. Правовые регуляторы обращения рекламной продукции в политическом пространстве национального государства.

Типология политической рекламы. Специфика национальных типов политического  рекламирования. Политическая реклама на федеральных, региональных и муниципальных выборах. Политическая реклама как элемент социально-психологического анализа и экономического планирования в избирательных кампаниях. Современные тенденции в развитии политической рекламы. Гендерные аспекты политической рекламистики.

Базовые рекламные стратегии в политическом пространстве. Методики пошагового описания формирования рекламного продукта. Имиджевые технологии политической рекламы. Имиджмейкинг. Техники боди- и фейсбилдинга в формировании имиджа. Особенности формирования индивидуального и групового имиджа. Имидж государства в пространстве политики. Методики самопрезентации. Политический брэндинг. Семантические аспекты обращения рекламной продукции. Специфика использования рекламы в деятельности ведущих СМИ.

                                    Литература.

1.   Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера, М., 1995.

2.   Землянова Л.Н. Реклама в период гиперсигнификации // Вестник МГУ, сер. 10, журналистика, 1995, № 3.

3.   Егорова-Гантман Е. и др. Политическая реклама, М., 1999.

4.   Ксензенко О.А. Как создается рекламный текст, М., 1998.

5.   Лисовский С.Ф. Политическая реклама, М., 2000.

6.   Мошкин С.В. Политическая реклама. Пособие для начинающих политиков, Екатеринбург, 1994.

7.   Полукаров В.Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии, М., 1998.

8.   Романов А.А., Ходырев А.А. Управленческая имиджеология, Тверь, 1998.

9.   Рощупкин С.П. Культурно-зрелищная реклама, М., 1999.

10. Свод обычаев и правил оборота рекламы в России, М., 1999.

11. Соловьев А.И., Решетов И.К. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ, сер. 12, пол. науки, 1999, № 3.

12. Шеперт В. Грядущая реклама, М., 1999.

13. Черныш М. Почему брэнд лучше марки ? // Сообщение, 2001, №2.

14. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве, М., 1996.

15. Bogart L. Advertising // International Encyclopedia of Communications / Ed. by E.Barnow, G,Gerbner, W.Schramm, T.Worth. N.Y. Oxford. 1989.

      

               Тема 9. Информационный лоббизм.

 

Понятие «информационного лоббизма». Информационный лоббизм в системе представительства интересов гражданского общества. Отличительные особенности информационного лоббизма в исполнительных, законодательных и судебных структурах и органах государственной власти. Особенности функционирования регионального информационного лоббизма.

Политические способы организации интересов спонсоров, меди-магнатов и рекламодателей на информационном рынке. Региональный информационный лоббизм. Особенности современного российского информационного лоббизма.

 Особенности организации внутри- и межкорпоративных информационных контактов. Формирование информационных продуктов лоббистских структур. Техники и методики современного информационного лоббизма. Стратегии и методики деятельности групп давления через СМИ, партийные структуры.

 

                                         Литература.

1. Баранов С. Группы давления в политическом процессе современной России, Автореферат дис. на соискание ученой ст. к.полит.н., М., 1998.

2.   Зудин А. и др. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России, М., 1997.

3. Лепехин В.А. Лоббизм, 1995.

4. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг, М., 1993.

5. Ольшанский Д.В. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российской политике // Бизнес и политка, 1995, № 11.Паппэ Я., Дементьев В., Макаренко Б.,

6. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство, М., 1999.

7. Родионов И.И Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран. МЦНТИ, 1990.

8. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия, М., 1997.

9. Jordan G., Malonely W. Accouding for Public Interest Participation // Political Studies. 1996. Vol. XLIV.

10. Schmitter Ph., Grote J. The Corporatist Sisyphus. S.D. 1997.

 

           Тема 10. Информационный терроризм.

 

Экстремизм и терроризм в современном мире. «Общество риска» и «общество страха» как альтернативы современного мирового развития (У.Бек). Трагедия Манхэттена и переоценка ценностей развития.

Понятие «преступлений в информационной сфере». Сущность информационного терроризма. Политический и информационный терроризм: общее и особенное. Основные формы преступлений в информационной сфере. Формы и методы психотропного влияния на человека. Формы и технологии  современного информационного терроризма. Кибертерроризм. Хакеры и спаммеры.

Освещение в СМИ деятельности террористических организаций. Правовые и этические проблемы профессиональной деятельности СМИ в данном аспекте.

Основные террористические организации в современном мире. Лидеры преступного информационного сообщества. Основные формы борьбы государства с информационным терроризмом. Киберконтроль. Региональные аспекты борьбы с информационным терроризмом. Национальное государство и международное сообщество в борьбе с информационным терроризмом. Формы и направления противодействия мирового сообщества террористическим организациям. Проблемы правового обеспечения противодействия информационному терроризму.

 

                                                        Литература.

1.    Винокуров И., Гуртов Г. Психотронная война, М., 1993.

2.   Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты, М., 1998.

3.   Грачев Г.В., Мельник И.К Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия, М., 1999.

4.   Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП, М., 1997.

5.   Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 1998.

6.   Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия, Екатеринбург, 1995.

7.   Колобов О.А., Ясенев В.Н. Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства. Проблемы правового регулирования и варианты их решения, Нижний Новгород, 2001.

8.   Райх В. Психология масс и фашизм, СПб., 1997.

9.   Террор // Политология. Энциклопедический словарь, М., 1993.

10. Технология 25 кадра и другие методы инструменталистского воздействия на мозг человека / Ред. А.Н.Лебедев, М., 2000.

11. Туронок С.Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность, 2001, № 2.

12. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в обществе // Власть, 1999, № 10.

   

Тема 11. Государственная информационная политика.

 

Государство как важнейший субъект на информационном рынке. Критерии выработки информационной политики государства. Универсальные и специфические задачи государственной информационной политики. Структура и принципы организации информационной деятельности государства в сфере управления и внутренней политики Основные разновидности  макростратегий политических субъектов на информационном рынке. Формы и методы выработки информационных стратегий и тактик. Информационная элита и медиабюрократия. Государственный протекционизм на информационном рынке.

 Информационное взаимодействие правящего режима с оппозицией. Государство и его корпоративные контрагенты на информационном рынке. Технологии подготовки политических текстов и выступлений лидеров. Этика отношений правительства с общественностью.             Политическая и государственная цензура.    

Основные направления государственной информационной политики. Типичные технологии формирования и осуществления информационной политики государства. Тенденции развития информационной политики государства в современном мире.

Специфика формирования информационной политики в современном российском обществе. Правовые и политические приоритеты и механизмы ее формирования и развития.   Основные организационные структуры в сфере информационной деятельности государства. Формы и способы функционирования информационно-организационных структур. Деятельность информационных служб государства в условиях кризисов. Специфика организации информационных служб российского государства в современных условиях.

                                              Литература.

1.   Белов Г., Орлов Е. Единое информационное пространство СНГ // Информационные ресурсы России, 1993, № 4.

2.   Блюм А.В. За кулисами «министерства правды» // Тайная история советской цензуры, СПб., 1994.

3.   Государственные информационные ресурсы и задачи устойчивого развития субъектов Российской Федерации, М., 1997.

4.   Грабельников А.А. О российской государственной идеологии и информационной политике // Вестник МГУ, сер. 10, журналистика, 1998, № 6.

5.   Закупянь Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ, М, 1998.

6.   Игнатьев И.В. Информационное обеспечение власти // Российское государство и государственная служба на современном этапе, М., 1998.

7. Информационные технологии и информационная политика: научно-информационное исследование / Ред. А.И.Ракитов, М., 1994.

8. Кривов В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти // Власть, 1996, № 1.

9. Концепция государственной информационной политики / Под ред. О.А.Финько, Проект МИСА РАН, М., 1998.

10. Никитов В.А., Орлов Е.И., Старовойтов А.В., Савин Г.И. Информационное обеспечение государственного управления, М., 2000.

11. Нисневич А.Ю. Информационная политика России: проблемы и перспективы, М., 2000.

12. Полудницын В.Е. Государственная информация как важный фактор управления политическими процессами. Автореферат дис-ции на соискание уч.ст. канд.полит. н., М., 1996.

13. www.akdi.ru/gd/akdi.HTM

14. www.akdi.ru/sf/akdii.HTM

 

 

 Тема 12. Политика государства в области информационной безопасности.

           

Понятие  национальных интересов в информационной сфере. Свобода информации в суверенных государствах. Философия свободы печати, теле и радиовещания (Дж.Рит, Дж.Тус) и интересы национального государства. “Интеллектуальная помощь” в современном мире. Эквивалентный и неэквивалентный обмен информацией: политические аспекты. Понятие «информационной безопасности государства». Факторы активизации государственной политики в отношении информационной безопасности в современном мире.

Модель информационной политики государства в сфере безопасности. Информационные угрозы и информационная опасность. Критерии информационной опасности для общества и государства. Параметры государственных секретов и государственной тайны как объектов информационной защиты.

Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности государства. Отличительные особенности правовых методов обеспечения информационной безопасности. Организационно-технические и экономические аспекты обеспечения информационной безопасности государства. Особенности осуществления данных  мер в современном российском обществе.

                                     Литература.

1.   Анин Б. Радиошпионаж, М., 1996.

2.   Арбатов А.Г. Безопасность: российский выбор, М., 1999.

3.   Галатенко В.Н. Информационная безопасность: практический подход, М., 1998.

4.   Засурский Я.Н. Информационная безопасность: развитие доступа к информации // Вестник МГУ, сер. 10, журналистика, !998, № 2.

5. Ильюшенко В.Н. Информационная безопасность общества, Томск, 1998.

6. Коган В.В. Качество информации и мир инфологем // Проблемы инфовзаимодействия, Новосибирск, 1993.

7. Концепция информационной безопасности РФ. Проект, М., 1995.

8.   Лазарев И.А. Информация и безопасность, М., 1997.

9.   Лукашин В.И. Информационная безопасность, М., 1999.

10.Маркоменко В.И Защита информации в информационно-телекоммуникативных системах органов власти // Системы безопасности связи и телекоммуникаций, 1997, № 1.

11. Панарин И. Усиление информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности России // Власть, 1998, № 1.

12. Проблемы информационно-психологической безопасности, М., 1996.

13.  Рубанов В. От «культа секретности» к информационной культуре, М., 1998.

14. Смолян Г.Д., Зарковский Г.М. Политико-идеологическая составляющая информационно-психологической безопасности // Общественные науки и современность, М., 1997, № 5.

15. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики, М., 1996.

15. Ярочкин В.И. Информационная безопасность, М., 2000.

 

             Тема 13. Информационные кампании.

 

Понятие «информационных кампаний». Информационные кампании и политический маркетинг. Основные задачи информационных кампаний в пространстве политики. Типы информационных кампаний и политические процессы. Информационные кампании во время выборов. «Большие» и «адресные» инфокампании. Агрессивные и игровые информационные кампании. Отличительные черты оперативных и долгосрочных информационных кампаний. Международные информационные кампании.

Нормативная модель организации информационных кампаний. Технологии формирования «коллективного» и «индивидуального» отклика на цели кампании. Аналитические стадии подготовки информационных кампаний. Экспертиза в структуре информационных кампаний. Технологии поиска «поворотных точек» кампании. Формы и методики информационного взаимодействия с конкурентами, контрагентами и общественными мнением. Психологические акции. Операции и технологии «раскрутки», «атаки» и «прикрытия» в структуре информационных кампаний. Этапы и стадии включения «компромата». Юмор в структуре информационных кампаний.

«Информационная война» как разновидность информационных кампаний, ее специфические черты и отличительные особенности. Принципы и типы информационных войн. Особенности гонки “информвооружений” в современном мире. Понятие «психологической войны». Институты и режиссура информационных войн. Военно-политические аспекты развертывания информационных войн. Техники и методики осуществления информационных войн в современном мире. Факторы повышения эффективности информационных войн. Российское государство как субъект и объект военно-информационного воздействия.

 

                                            Литература.

 

1. Брайан Одей Планирование политических кампаний: шаг за шагом к победе на выборах, М., 1999.

2. Лайнбарджер П. Психологическая война, М., 1962.

3.Олейник И.В. Политические сражения в российском интернете. www.ccsis.msk.ru. Russia.oleyn4.htm.

4.  Панарин И. Информационные войны и Россия, М., 2000.

5. Почепцов Г.Г. Информационные войны, М., 2000.

6. Почепцов Г.Г. Психологические войны, М., 1999.

7. Расторгуев С.П. Информационная война, М., 1998.

8. Сенявская Е.С. Психология войны, М., 1999.

9. Эверетт М.Р., Стори Дж.Д. Коммуникационные кампании, М., 1995.

10. Larry A., E. Polter Communication Cultures. N.Y. 1995.

 

 

Тема 14.  Международные аспекты развития современных информационных процессов.

 

            Специфика международных информационно-коммуникативных процессов. Соотношение «единого» и «национального-государственного» информационных пространств. Глобализация и развитие мирового информационного рынка.  Глокализация  международной инфосферы. Политические и культурные трансформации в обществах под влиянием данных процессов. Основные нормативные модели развития мировых информационно-коммуникативных процессов.

Роль информационных ТНК в современном мире. Эквивалентный и неэквивалентный обмен информацией в мировой политике. От «информационного империализма» и «информационного тоталитаризма» к «новому информационному мировому порядку», управляемой конфронтации и сотрудничеству. Роль международных институтов в развитии информационных процессов.

            Отличительные черты информационной стратегии европейских государств, США и развивающихся государств в современном мире. Основные задачи государственной политики в сфере международного обмена российского общества. Структура международной информационной политики современного российского государства. Отличительные черты акций российского государства на меж-региональных и континентально-региональных информационных рынках.

                                                    Литература.

1. Бангеман А. Европа и мировое информационное общество // Рост, конкуренция, занятость: цели и пути в ХХ1 в. Бюллетень Европейской комиссии. Приложение № 6, 1993.

2. Брентон Ф. Взрыв идеологии коммуникации, М., 1989.

3. Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности, Самара, 1999.

 4. Информполитика Евроструктур на современном этапе // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный бюллетень ВИНИТИ, 1997, № 1.

5.Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции, М., 1999.

6. Петров В., Рабинович И. От информационных войн к управляемой конфронтации и сотрудничеству // Власть, 2001, № 1.

7. Терин В,П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического взаимодействия. Исследование опыта Запада, М., 1999.

8. Штамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурных коммуникаций, Волгоград, 1999.

9. Building the European Information Society for Us All // First Reflection of High Level Groupe of Experts. Interim Report . 01. 1996.

10. Wolton D. Penser la communication. Paris. 1997.